Танки – мощные машины, которые легко преодолеют любую преграду. Их используют не только в период войн, но и в мирное время. Например, танки Т72М1 и БМП 1 приняты на вооружение отделами полиции в Америке, Ираке и странах Европы. Они выполняют защитную функцию, помогают разгонять несанкционированные демонстрации и обеспечивают охрану государственных лиц в опасных для них ситуациях.
С каждым годом процесс производства танков усовершенствуется. На смену машинам, изготовленным еще во времена ВОВ, приходят новые, помощнее и проще в эксплуатации. В статье представлен рейтинг лучших современных танков, пользующихся популярностью во всем мире.
М1А1 «Абрамс»

Американский танк, у которого самая крепкая часть – лобовая. На нем установлен надежный двигатель и подвеска, позволяющая машине быть подвижнее и маневреннее при передвижении по неустойчивому грунту. Это приближает его по характеристикам к легким моделям, распространенным в Европе, хотя он относится к разряду тяжелых.

Еще одна особенность, которая отличает «Абрамс» от остальных танков, – высокоточная пушка. У нее повышенная скорострельность, но при условии неподвижности машины. Однако, нельзя скидывать со счетов физическую подготовку человека, который заряжает пушку. В техническом описании танка указано, что он стреляет раз в 8 минут.
Другие особенности М1А1:
- Наличие усовершенствованной системы ночного видения;
- Совместимость с боеприпасами М829А3, имеющими высокую степень пробиваемости;
- Новая система поворота башни (23 градуса в секунду);
- Газотурбинный двигатель AVCO «Lycoming» AGT1500.

М1А1 «Абрамс» закупили и приняли на вооружение армии Египта, Австралии и королевство Марокко. Стоимость такой машины за стандартную комплектацию – 6 200 000 долларов, а ее капитальный ремонт обойдется не менее чем в 700 000$.
В XX веке самым известным танком считался Тигр I. Он находился на вооружении у бронетанковых войск Третьего Рейха и нередко доставался советским военным в качестве трофея.
Т-14 «Армата»

Детище отечественных конструкторов и пока находится на этапе военных испытаний. Официально армия России еще не приняла его на вооружение, но «Армата» уже показала боевую мощь в ходе вооруженного конфликта в Ираке, уступив американским и британским танкам только в подвижности и дальности стрельбы.

Впервые машина была представлена публике в ходе парада в честь Дня победы в Великой отечественной войне (2015 год). Спустя короткое время власти страны подписали договор о госзаказе на приобретение более двух тысяч танков данной модели. Он останется в силе вплоть до 2020 года.
Первая опытная партия «Армат» была подготовлена в 2016 году. Она прошла испытания в полевых условиях, но механики и военные выявили ее недостатки. Следующая партия была усовершенствованной и лишенной уязвимых сторон.
Согласно прогнозам экспертов, с большой вероятностью российская «Армата» станет самым первым «стелс-танком».
У него уже установлена система, которая понижает радиус обнаружения в нескольких диапазонах:
- Радиоволновом;
- Инфракрасном;
- Магнитном.
Пока нет информации о том, будет ли Т-14 «Армата» идти на экспорт. Сам процесс его конструирования и производства засекречен. После окончания договора о госзаказе, возможно, гриф секретности будет снят, и русские танки начнут поставлять за границу. Кстати, желающие приобрести эту мощную машину уже есть. Ими стали такие страны как Индия, КНР, Египет и государства, расположенные на юго-востоке Азии.
Challenger 2

Танк считается основной боевой мощью сухопутных войск Англии и Нидерландов. Его изготовлением занималось предприятие ALVIS, которое позже передало права на «Challenger 2» и его модификации оборонной компании BAE Systems Land & Armaments.
Первые модели машины испытаны в 1994 году. В то время главной задачей было проверить надежность и выносливость танка. «Челенджер 2» тестировался в течение 285 суток.
За этот период он:
- Преодолел 27 км по дороге и 33 км по бездорожью;
- Совершил более трех сотен выстрелов из основного и 1000 из дополнительного оружия;
- Проработал 10 часов в простое.

За все время испытаний танка, конструкторы и члены техперсонала ни разу не столкнулись с серьезными неисправностями. В заключении комиссии было указано, что машина на 100% соответствует всем требованиям военных.
Спустя 25 лет «Challenger 2» приобрел мировую популярность, и зарубежные конструкторы его немного модифицировали. Они внедрили в ход изготовления танка новую программу модернизации «CR2 LEP», подразумевающую изменение некоторых элементов обшивки и ходовых деталей с целью продления срока службы машины. Новая серия «Челленджеров» теперь называется «Challenger 2LEP».
Модернизированные танки – дорогое удовольствие. Власти Великобритании только начали первый этап по улучшению всех «Challenger 2», которые находятся у страны на вооружении. Его завершение планируется к концу 2033 года. Пока классические «Челленджеры 2» используются в таком виде, в котором их создала группа конструкторов в 1994 году. Сегодня они участвуют в сражениях в Ираке, а ранее их боевую мощь можно было увидеть в ходе вооруженного конфликта в Косово.
2А7 «Леопард»

«Леопард» − знаменитая разработка немецкой компании Krauss-Maffei Wegmann GmbH & Co KG. Это один из лучших и распространенных танков в мире. «Леопарды» находятся на вооружении у:
- Финляндии;
- Дании;
- Испании;
- Голландии;
- Швеции;
- Греции;
- Швейцарии.

В общей сложности Германия произвела для зарубежных партнеров более 2,5 тысяч машин в разных модификациях. У самой страны на вооружении находится всего 600 шт.
Немецкое правительство против того, чтобы любые модификации «Леопарда» поставлялись в страны, где они будут нарушать права человека. Это в первую очередь касается применения машины с целью подавления митингов.

Технические характеристики нового танка «Леопард»:
- Масса конструкции со всеми модификациями – 67 000 килограмм;
- Вместимость – 4 члена экипажа;
- Скорость движения – 70 километров в час;
- Оснащен гладкоствольным орудием, гранато- и пулеметом;
- Запас хода составляет 450 километров.

Главная особенность модели в том, что у него имеется трехслойная композитная вольфрамовая броня. Она эффективнее защищает экипаж и позволяет танку выдерживать удары современных боеприпасов.
Особой популярностью пользуется модификация «Леопарда» 2А7+. Она адаптирована для ведения боев в городской черте, в то время как классическая машина подходит больше для полевых условий.
Сегодня «Леопард» является одним из самых надежных и востребованных в мире. Он успел показать себя во время войны в Афганистане, участвовал в сражениях в Ираке и Ливии. Основным недостатком машины стало то, что она менее подвижна и маневренна, чем американский «Абрамс».
Леклерк

Изготовлен французскими инженерами и носит титул «самый технологичный в мире». Это звание присвоено Леклерку не зря, ведь под высокопрочной броней скрыта современная электроника, а также системы навигации и управления.
Модель танка пришла на смену устаревшему АМХ-30 еще в 1982 году, однако, первые образцы имели много недостатков и несколько раз проваливали испытания в полевых условиях. После, власти Франции приостановили производство Леклерков.
«Заморозка» проекта продлилась до 1991 года. В течение 9 лет французские конструкторы совместно с немецкими инженерами разрабатывали способы устранения выявленных недостатков и «подгоняли» конструкцию танка под запросы военных. В итоге у них получилось 6 новых экспериментальных образцов, которые представили властям страны. Они были одобрены, успешно прошли испытания и стали выпускаться массово.
В конце 2014 года на Леклерк была установлена высокопрочная броня, а также обновлена электроника. Современная модификация танка быстро приобрела спрос за границей, и теперь она на балансе Военных сил ОАЭ, США и нескольких государств Европы. Всего за рубеж было вывезено около 400 единиц техники. На вооружении у Франции находится 350 танков данной модели.
МК 4 «Меркава»

«Меркава» − крутой танк израильского производства. Его разработка была ответом Великобритании на отказ в поставке машин марки «Чифтен». Процесс создания новой боевой единицы у конструкторов из Израиля занял 5 лет (1974-1979).
Первые образцы «Меркавы» имели низкие защитные характеристики и слабую огневую мощь. С каждым поколением выпуска моделей танка он становился сильнее и выносливее. Самой успешной модификацией «Меркавы» стали машины МК 4 со следующими характеристиками:
- Вместительность – 4 члена экипажа;
- Мощность – 1500 л/с;
- Вес конструкции – 70 000 кг;
- Количество снарядов – 48 шт;
- Совместимость пушки с 120 калибром.

Весь процесс модификации танка находился под руководством Исраэля Таля. Он не был конструктором с многолетним опытом и не учился на инженера. Исраэль – обычный военный, который в прошлом был членом армии Британии и поучаствовал практически во всех конфликтах на территории арабских государств и Израиля. Мужчина лучше других знал, чего не хватает тем, кто управляет танком, поэтому дал кучу ценных рекомендаций создателям «Меркавы». Благодаря ему машина стала более маневренной, выносливой и эффективной в ходе сражений на открытой местности.
В 2006 году МК 4 «Меркава» вошел в ТОП-10 лучших танков современности по версии телеканала Military Channel. Первые места достались моделям «Абрамс», «Centurion» и М-4 «Шерман».
По словам представителей военно-аналитического агентства «Forecast International», «Меркава» модификации МК 4 − лучшая модель основных боевых танков в мире. После презентации модели на выставке «Евросатори» в 2010 году его закупили страны Европы и Азии. Интерес к машине проявил даже начальник вооружения российской армии Владимир Поповкин, но договор о поставке «Меркавы» в РФ не заключили.
Тип-90

В 1976 году японская фирма Мицубиси начала разрабатывать новую модель танка, которая должна была заменить устаревшие машины Тип 61 и 74. В процессе конструирования Тип-90 участвовали инженеры из двух популярных немецких компанией – MaK и КраусМаффей. Совместный труд германских и японских специалистов позволил создать модель боевой машины, которая не теряет востребованности уже на протяжении нескольких десятилетий.

Первые образцы танка Тип-90 появились в 1990 году. После ряда успешных испытаний Мицубиси выпустила пару моделей, которые поучаствовали в небольших сражениях в полевых условиях. Спустя год выпуск Тип-90 поставили на поток. По информации на 2010 год, Япония имела в распоряжении 340 боеспособных танков данной модели. Изначально государственный заказ на машины предполагал покупку 600 шт, но позже 260 шт. Тип-90 перепродали за границу.
Причина продажи части танков объясняется тем, что их обслуживание обходится намного дороже, чем предполагалось. При общей стоимости одной единицы боевой машины в 8 млн. долларов капитальный ремонт Тип-90 требует выделить из бюджета около 1 000 000$.
Несмотря на то, что содержание танков этой модели требует огромных затрат, мировое сообщество признало их самыми мощными и выносливыми, ведь их характеристики намного лучше, чем у французского Леклерка и Т-80 (СССР).
Описание Тип-90:
- Масса конструкции – 50 тонн;
- Борт оснащен дополнительной бронезащитой (стальные противокумулятивные пластины);
- Главное орудие – пушка, совместимая с 120 калибром, изготовленная немецкой фирмой «Rainmetall» по заказу властей Японии;

- Боекомплект рассчитан на 40 снарядов (20 –в механизированной боеукладке);
- Оснащен панорамными приборами слежения и системой ручного наведения;
- Есть возможность установки двух пулеметов и одной зенитки;
- Скорость хода по дороге – 70 км/ч, по бездорожью – 50 км/ч.
Кроме того, танк укомплектован десятицилиндровым двигателем, а емкость бака рассчитана на 1100 литров горючего топлива.