Может ли молния повредить самолет

Если молния попала в самолет, то вероятность негативных последствий минимальная. Однако эксперты утверждают, что есть определенные факторы, которые влияют на работу летной техники при попадании мощного заряда. И если некоторые обстоятельства сойдутся вместе, результат может быть трагичным.

Влияние «небесного электричества» на самолет

Воздушным судам приходится совершать запланированные рейсы в любую погоду. Даже в ясный день самолет имеет вероятность столкнуться с ударом молнии. Часто легкие перистые облака, которые остались от грозового фронта, могут еще некоторое время сохранят статистический заряд. Поэтому летный транспорт оказавшийся рядом, рискует получить электрическое воздействие.Самолет летит в грозу

Более частые ситуации связаны с ударом линейной молнии. Статистика показывает, что примерно 1 раз в год каждый самолет сталкивается с этим явлением. Электрическая искра происходит во время грозы и сопровождается яркой вспышкой и грохотом. При этом сила тока на высоте имеет мощность в 200 тыс. ампер, а при разрядке о землю − до 500 тыс.

Самолет должен лететь в самом грозовом фронте или находится рядом, чтобы иметь шанс поймать молнию. При этом, чем меньше его размеры, тем ниже вероятность получить удар. Так, вертолеты и малогабаритные частные суда реже, чем крупные лайнеры, атакуются небесными стрелами.

Во время попадания разряда во внешний корпус, пассажиры, как правило, ничего не чувствуют. В некоторых ситуациях раздается гром, и происходит сверкание. Стать свидетелем небесного воздействия проще со стороны, т.к. видимость в иллюминаторы ограничена. Но если молния бьет в крыло, то можно успеть увидеть ее внезапное появление.Самолет взлетает

В основном, разряд стремится на выступающие части самолета — нос и хвост. Электрическая искра попадает в корпус, проходит по длине транспорта и выходит через специальные антенны на хвостовых крыльях. В результате на металлическом покрытии может быть заметен след от попадания и выхода. Так, Boeing 737 летевший из столицы в Симферополь получил 18 вмятин от удара молнии. Их обнаружили во Внуково, когда лайнер вернулся обратно.

Бывают и единичные случаи повреждения, когда бьет разряд, и в прошивке образуется дыра. Но внутренние слои сохраняют герметизацию, благодаря чему возможно спокойно завершить полет.Самолет садится

Шаровая молния отличается от линейной формой, свойствами и способом образования. Представляет собой круглый шар, который легко деформируется, движется по траектории поверхности и в конце взрывается. Этот вид разряда образуется не в тучах, а от удара линейной молнии о плоскость земли. Учитывая высоту полета самолета от 9 до 12 тысяч метров, у огненного шара нет шансов проникнуть внутрь и причинить вред аппарату.

Воздушный транспорт может получить электрический удар при взлете, движении и посадке. При этом статистика авиакомпаний говорит, что 96% попаданий происходит во время набора высоты, если самолет преодолевает облачный грозовой слой.

Способы защиты летательных аппаратов

Со времен создания самолетов в начале 20 века, первой и главной задачей стоит обеспечение безопасности. Защита и совершенствование моделей происходит постоянно. Самым трагичным случаем катастрофы стал взрыв Boeing 707 в 1965 году. В воздушное судно попал мощный разряд, который обшивка самолета не смогла отразить. В результате чего взорвался топливный бак, до которого дошла волна статического электричества.Взрыв Boeing 707 в 1965 году

С тех пор внешний корпус самолета, который берет на себя вывод ударной силы в небо, сильно усовершенствовали. Ситуации, когда молния способна повредить самолет сведены к практическому минимуму.

Основные способы защиты от удара, которые имеют пассажирские суда:

  • Электропроводящее покрытие на внешней обшивке самолета;
  • Материал фюзеляжа − железо и композитные составы;
  • Выводящие антенны на крыльях воздушных аппаратов.
Выводящие антенны на крыльях самолета

При использовании этих трех средств, самолет становится «клеткой Фарадея». Это физический закон, суть которого в отражении электрического удара металлической поверхностью. Ток не ищет сложных путей и стремится к своему идеальному проводнику. Пройти через человека ему труднее, чем сквозь алюминий, железо и другие металлы.

Как только разряд попадает в корпус, он движется по железу и специальному покрытию сквозь тело самолета и выходит через антенны. По сути эта конструкция представляет небесное заземление, которое защищает людей от удара током.

Молния наносит вред самолету, если он не соответствует техническим требованиями. Могут сработать дополнительные факторы, которые уменьшают сопротивление разряду: сильнейший порыв ветра и воздушная яма. В случае с Суперджет 100, который загорелся в Шереметьево, молния не уничтожила транспорт, но вывела из строя систему связи.

Дополнительным фактором защиты от молнии становится маневрирование пилотов. Летчики всегда исполняют инструктаж, по которому они обязаны следить по датчикам за состоянием воздушной площади и огибать грозовые фронты.Самолет обходит тучи

Современные авиалайнеры оснащены проверенными и надежными средствами, чтобы заземлять природный ток. Даже при прямом попадании молнии, разряд будет проходить по фюзеляжу и выйдет через антенны в атмосферу, не причинив вреда пассажирам.

Случаи из истории

За все время полетов зафиксировано 10 случаев удара молнии с последствиями. Из них в 8 ситуациях небесное электричество стало причиной гибели экипажа.

Милан, Италия − 26 июня 1959 год

Пассажирский рейс TWA 891 авиакомпании Trans World Airlines направлялся по маршруту из Рима в Милан. Когда самолет начал садиться, то попал в грозовое облако. Экипаж и люди в составе 68 человек сгорели в небе. Вероятной причиной возгорания считают слабую молниезащиту на корпусе самолета.Молния попала в самолет

Лион, Франция −12 августа 1963 год

Из-за удара молнии самолет Vickers 708 Viscount потерпел крушение. Погибли 24 человека на борту и 1 мужчина на земле, который стал жертвой падения горящих обломков.Разбившийся самолет

Элктон, США − 8 декабря 1965 год

Одна из самых массовых смертей от электрического удара. В тот день, Boeing 707−121 авиакомпании Pan Am Flight направлялся из Сан-Хуана в Филадельфию рейсом PA-214. Молния попала в топливные баки, которые немедленно загорелись. В этом опасном перелете погибли 81 человек.Boeing 707−121 авиакомпании Pan Am Flight

Пуэрто-Инка, Перу − 24 декабря 1971 год

Авиалайнер Lockheed L-188A Electra пролетал над тропиками на высоте 3000 метров. Молния повредила корпус самолета, из-за чего он разорвался на две части. В этом рейсе LANSA 508 погибло 92 человека.Удар молнии в самолет

Мадрид, Испания − 9 мая 1976 год

Военный Boeing 747 авиаперевозчика Iran Air Force Flight во время приземления попал в грозовую тучу. От электрического удара загорелась топливная система. В том рейсе ушли из жизни 7 солдат и 10 членов экипажа.Военный Boeing 747

Милан, Италия − 5 сентября 1980 год

Самолет Kuwait Air Force совершал перелет без пассажиров. Мощный удар тока сотряс воздушный транспорт. В результате погибли 7 сотрудников  авиакомпании.Падающий самолет

Кеттвиг, Германия − 8 февраля 1988 год

Авиалайнер Swearingen SA227AC Metro летел из Ганновера в Дюссельдорф. Молния при ударе вывела из строя электрическую систему и навигацию. На борту находилось 20 человек, которые погибли от сильнейшего удара о землю.Разбитый самолет

Богота, Колумбия − 2010 год

Мощный разряд попал в Boeing 737-700 и убил 1 пассажира. В результате аварии, самолет начал распадаться на части. Пилоты успели посадить транспорт и остальные 34 человека на борту остались живы.Самолет в грозе

Индонезия − январь 2019 год

Частный узкофезюляжный самолет Intan Angkasa Air сбила молния, отчего он распался на части. Погибло 4 человека.Гроза в полете

Москва, Россия − 5 мая 2019 год

Молния ударила в садившийся в Шереметьево самолет. Sukhoi Superjet 100 летел в Мурманск. Через 20 минут после старта, пассажиры увидели разряд, который задел корпус. Молния спровоцировала выход из строя системы связи. Пилоты направили воздушное судно обратно в аэропорт, где при посадке загорелся топливный бак. Это происшествие унесло жизнь 41 человека. Несчастный случай поразил мир. Самолет в Шереметьево

В заключение

Ежедневно около 138 000 рейсов благополучно совершают перелеты. Приведенные выше 10 печальных результатов за всю историю, произошли по несчастливой случайности. Современная защита авиалайнеров позволяет лететь в Сочи, Анапу, Кисловодск и другие популярные рейсы в полной уверенности безопасности пассажиров и экипажа.

Видео в тему

Удипедия – удивительная энциклопедия
Добавить комментарий