Каждая группа людей, объединение и небольшая компания имеют своего лидера. Человек занимает позицию не намеренно — она обусловлена особыми качествами, навыками, психологией личности. Кто такой лидер на самом деле? Какие качества отличают такую личность и можно ли целенаправленно развить в себе лидерские качества?
В различных ситуациях каждый из нас выдаёт различную реакцию на происходящее. Мы по-разному принимаем решения, готовы к той или иной степени ответственности. Наше поведение обусловлено характером, темпераментом, опытом, знаниями и намерениями.
Лидер в группе
Лидер в команде — это тот человек, который способен направлять деятельность, координировать людей, принимать решения, благодаря ему группа начинает функционировать слаженно, словно единый механизм. Лидер есть в любом коллективе, но откуда он берётся, если сами участники не назначают общим решением руководителя? Негласный предводитель появляется сам собой, и окружающие следуют за ним, полагаясь на него.

Некоторые организации и процессы подразумевают назначение руководителя, лидера проекта, группы. По каким критериям выбирают того, на кого можно положиться? С какими сложностями сталкивается лидер? Как распознать и развить лидерские задатки?
Лидер — кто это?
Предпосылки лидерского типа поведения впервые распознали в животной среде. Социальные животные выделяют вожака, который распределяет иерархию внутри подконтрольной группы. В свою очередь, вожак получает привилегированное положение и дополнительные обязанности внутри групп и вне её.
Лидер — это тот человек, который проявляет большее влияние на других людей в коллективе. Такой человек проявляет себя как в большой компании, так и в диалоге двух людей.
Ранее люди ошибочно полагали, что лидеры необходимы исключительно на ответственных должностях и в правящих кругах. С развитием общества и с получением глубоких знаний в сфере психологии, люди осознали, что лидер необходим в любой ситуации. Массовым явлением стало обучение лидерским качествам, взращивание в себе личности с определёнными чертами. Но практика показывает, что свойства лидера — природный талант, особенности данные от рождения. Их можно развивать, но создать без потенциала крайне сложно.
Какими бывают лидеры
Множество классификаций от именитых учёных и психологов подтверждают разнообразие типов личности и лидерских качеств. Рассмотрим главные классификации.
Типология Макса Вебера
Классификация немецкого социолога скорее применима к правящим кругам и политическим деятелям. Вебер называет три разновидности лидеров:
- Лидер традиционный — в случае наследственной передачи власти, полномочий, кровное родство с правящей элитой, принадлежность к социальному кругу от рождения.
- Харизматичный лидер — человек, наделённой талантами, обаянием, харизмой.
- Рационально-легальный — личность, работающая над собой, вследствие чего занимающая высокую позицию в социуме.
Типология Льва Уманского
Советский психолог выделяет шесть подтипов, соотнося их с определёнными личностными качествами:
- Инициатор — тот, кто ответственен за новые предложения, активности в коллективе, генератор идей.
- Организатор — способен направить общие усилия для достижения единой цели всем коллективом совместно.
- Эталон — в глазах окружающих является примером для подражания, моделью поведения, к которой стремятся, вдохновитель.
- Эрудит — обладает знаниями, позволяющими рационально достичь поставленной цели.
- Умелец — мастер, способен на личном примере показать, как необходимо выполнять действие.
- Генератор настроения — ответственен за эмоциональный настрой, задаёт общий фон, формирует и влияет на атмосферу.

По оценке психолога один человек заключает в себе несколько качеств лидера. В одной личности сложно объединяются задатки руководителя и творческой единицы. Художник-вдохновитель, скорее всего, не сможет грамотно организовать процессы работы, ему будет необходим помощник с иным набором ведущих качества лидера.
Типология Бориса Парыгина
Другой советский психолог детальнее рассмотрел феномен лидерства. Согласно его классификации качества могут проявляться в зависимости от ситуации:
- Черты проявляются не всегда — перед вами ситуативный лидер.
- Человек в любой ситуации становится ведущим — универсальный лидер.
По проявлениям Парыгин выделяет вдохновителей, организаторов и смешанный тип, встречающийся редко.
Учёный указывает на характерные стили управления:
- Авторитарный — не учитывает чужие мнения, стремления, желания, нацелен на единоличное управление.
- Демократический — стремится опросить группу, прийти к коллективному решению.
- Либеральный — отличается «заигрыванием» с участниками группы, обладающими широкими правами.
Дополнительная классификация
Лидеров можно разделить по масштабам влияния:
- Бытовой — проявляют себя преимущественно в личных отношениях, семьях, в дружеской среде;
- Социальный — распространяет влияние на профессиональную деятельность, становится руководителем общественных организаций, спортивных, творческих, идейных коллективов;
- Политический — максимальное развитие качеств, участие в политической деятельности, партийных организациях, общественно значимых объединений.

Расширенная классификация лидеров, согласно применяемой стилистике управления:
- Силовик — уважаемый член коллектива, отличается сильной энергетикой, напором, уверенностью;
- Тактик — знаком с психологией поведения, имеет управленческий талант, настраивает окружающих, подбирая коллектив;
- Душка — нацелен на создание дружеской, доверительной обстановки, желает сплотить коллектив, влияет на настроение людей, задаёт эмоциональный фон;
- Переговорщик — умеет убеждать, быстро находит общий язык, налаживает контакт, разрешает противоречия.
Существуют и другие виды разделения, так как тема лидерства обширна. Основываясь на приведённых подтипах, можно проанализировать окружение, рабочий коллектив и личные устремления.
Отличительные черты лидера
Ответ на главный вопрос, какими качествами должен обладать лидер, позволяет всецело определить собственный потенциал и разобраться, кто занимает лидирующие позиции в вашей семье, на работе, в дружеском коллективе.
Лидер, основываясь на переводе термина, означает идущего впереди, ведущего за собой.
Психологи разделяют четыре категории качеств и выделяют внутри точные характеристики.
Физиология:
- поставленный голос;
- высокие показатели работоспособности;
- презентабельный внешний вид;
- прямая осанка;
- активность;
- уверенные движения.
Психология:
- амбициозность;
- ощущение превосходства в ключевых вопросах;
- эмоциональная зрелость;
- способность брать на себя ответственность;
- уравновешенность;
- сильная психика;
- независимость;
- умение распределять обязанности;
- оптимизм;
- инициативность;
- мотивированность;
- уверенность в принятии решений и в работе с незнакомыми темами;
- стремление к развитию, самоутверждению, реализации;
- упорство;
- настойчивость;
- умение сохранять спокойствие в критической ситуации.

Интеллектуальные качества:
- нестандартное мышление;
- эрудированность;
- острый ум;
- умение быстро вникать в тему;
- рассудительность;
- способность быстро думать.
Личностные качества:
- коммуникабельность;
- способность мотивировать и создавать настрой;
- умение грамотно распределять время;
- нацеленность на результат;
- чувство юмора;
- внимательность;
- участливость;
- убеждённость;
- умение отстоять точку зрения;
- справедливость;
- честность;
- креативность;
- смелость.
В одном человеке не проявляются все качества одновременно. Качества лидера, представленные в списке, проявляются от уровня зрелости, развитости, социального статуса, ситуации и опыта. Основная черта лидера — умение влиять на ситуацию, способность направлять и вести людей.
Благодаря набору ведущих качеств, в каждом коллективе проявляется сильная, ведущая личность. Согласно приведённым классификациям человек занимает позицию в коллективе и проявляет свою роль.
Лидерские качества личности
Лидерство в психологии рассматривается как процессы социального влияния. Согласно данному описанию, лидер умеет аккумулировать ресурсы, заручиться поддержкой со стороны участников, выделить путь движения и суметь достичь цели путём общих усилий.

Ведущие лидерские качества личности:
- Отсутствие страха ошибки, неудачи: умение оценивать ситуацию со всех точек обзора, воспринимая любую ситуацию, как полезный опыт и шанс к развитию.
- Умение управлять тревожностью: высокая ответственность влечёт за собой высокие ожидания, руководитель должен уметь грамотно расставлять приоритеты, делегировать обязанности, сохранять настрой и передать его подчинённым.
- Умение предвидеть долгосрочную отдачу: лидер способен увидеть перспективы развития, смоделировать будущее и разработать план действий для достижений цели. Руководитель должен полагаться на результаты в будущем, сегодня работать над завтрашними достижениями. Стремление к мгновенной отдаче или несоизмеримым результатам влечёт принятие неправильных решений, невозможность достичь конечной цели.
- Лидер готов к конкуренции, не сравнивая себя с другими: самодостаточность, уверенность в себе, сознание собственной ценности, упор на сильные черты характера, работа с талантом — основные лидерские черты. Здоровая самооценка и умение распознать сильные качества другой личности позволяют лидеру работать и развиваться, не оборачиваясь на других, не стараясь быть похожим, а развивая и усиливая свою самобытность.
- Непрерывная работа над собой: качество человека, который умеет распределять временной ресурс и стремиться к развитию.
- Применение полученных знаний на практике: лидер непросто теоретик, а тот, кто задаёт тон, регулирует действия, определяет путь. Он переносит полученные знания и накопленный опыт на реальные ситуации, стараясь реализовать полученные знания.
- Адекватное принятие критики: здоровая самооценка позволяет выслушивать мнения других с достоинством и спокойствием. Работая над собой, человек принимает во внимание замечания окружающих, которые могут подсказать то, что человек не способен заметить самостоятельно.
- Умение доступно, понятно выразить свою мысль публично: ораторские способности или умение убеждать. Лидер говорит понятно, чётко, умеет донести мысль, раскрыть идею.
- Расстановка приоритетов: дисциплина — основная черта, двигающая вперёд. Разделение работы и развлечений, осознания ценности ресурсов, времени, умение работать в заданный временных рамках, распорядок дня — качества, помогающие человеку двигать вперёд и увлекать людей.
- Лучшее время — сейчас: привычка откладывать дела «на завтра» не помогает лидеру. Руководитель не ждёт прихода правильно времени, а создаёт необходимые условия, планирует.
Минусы лидерства
Каждая модель поведения включает в себя как положительные черты, так и отрицательные.
Некоторые руководители ложно понимают под лидерскими качествами корысть. Они не настроены на коммуникацию и не принимают во внимание интересы других участников. Они подвержены непрерывному конкурированию и реализации амбиций. Большая власть в руках такого лидера чревата ведением дел при помощи силы, отсутствием заботы о социальном аспекте и деспотической моделью поведения.

Лидерские позиции влекут за собой повышенную ответственность. Руководитель отвечает за важные коллективные решения. Стрессы, тревожность могут повлечь развитие заболеваний, нервного истощения, нарушения сна, разногласиями в коллективе.
Лидеру стоит уделять внимание личностному развитию и выделять время на восстановление сил. Отдых помогает сохранять эмоциональное и физическое здоровье. Руководитель должен помнить о человеческом факторе, сохранять эмпатию, сочетая с принятием обоснованных целесообразных решений.
Лидерские качества руководителя приводят к раскрытию потенциала, личной и профессиональной реализации. Грамотный начальник способен действовать в интересах коллектива, принимая серьёзные решения, мониторя изменения в профессиональной сфере и направляя организацию к росту.
Группа людей не является устойчивым конструктом: настроение коллектива, перспективы и цели подвержены пересмотру и изменениям. Позиция лидера неустойчива, с приходом новых лиц возникает противостояние, столкновение интересов или разделение ролей. Руководитель, не оправдавший ожиданий, теряет позиции и доверие. Развитие компетенций и налаживание доверительных отношений помогает лидеру сохранять авторитет.
Лидерство — один из феноменов, психология которого интересует людей на протяжении многих лет. Человек пытался распознать качества сильной личности и научиться воспитывать их самостоятельно. Лидеры, это уверенные в себе люди, умеющие привлечь внимание, захватить интерес, уверенно заявить о себе и обозначить общую цель. Это энергичные люди, каждый из которых обладает уникальным списком талантов и умений, а их реализация позволяет ему завоёвывать уважение, оказывать влияние или мягко направлять настроение окружающих.