Как научиться быстро читать: устранение причин, препятствующих быстрому чтению

Большинство людей при проверке техники чтения показывают около 250 слов в минуту. Скоростная техника чтения зафиксирована лишь у единиц. Например, англичанка Энни Джонс прочитала последнее издание «Гарри Поттера» за 47 минут, читая 4244 слова в минуту. К подобному результату стремиться не нужно, но устранять причины медленного чтения и научиться быстро читать желательно, так как целенаправленно или случайно приходится читать заголовки газет, рекламных билбордов, пролистывать социальные сети и работать с информацией.

Самое сложное, что обрабатывать массу информации нужно в ускоренном темпе. Отсюда следует вывод — кто своевременно овладеет самыми качественными, актуальными знаниями, тот будет находиться у руля. Человек в среднем читает около 200–400 слов за минуту, когда объём информации, который требуется освоить в короткие сроки в сотни раз больше.

Полезные советы

Прежде чем непосредственно заняться упражнениями для скоростного чтения, рекомендуется ознакомиться с полезными советами, которые помогут быстро научиться читать.

Быстро научиться читать

Делать минимальные остановки

Рекомендуется делать меньше остановок, читая строчки текста. При чтении глаза передвигаются по строчкам не плавно, а бегающими скачками. Каждый резкий скачок фиксирует внимание на определённой части написанного или глаза останавливаются на области примерно в четверть страницы, словно делая фото информации с этой части. Каждая фиксация взгляда на строчке текста продолжается доли секунды.

Не возвращаться назад к тексту

При чтении в среднем темпе приходится постоянно возвращаться по тексту назад, перечитывая упущенный фрагмент или потеряв смысл текста. Это происходит самопроизвольно или сознательно. В самопроизвольном случае подсознание человека самостоятельно возвращает взгляд на место, где была потеря концентрации внимания. На самопроизвольные и сознательные возвраты в среднем уходит 40% времени.

Улучшать концентрацию

Чтобы увеличить охват слов, прочитанных за остановку, необходимо улучшать концентрацию внимания. Человек при средней скорости чтения использует центральный фокус, но горизонтальным периферическим зрением не пользуется. В связи с этим за один скачок зрения воспринимает слов намного меньше при чтении.

Тренировать навыки чтения по отдельности

Все упражнения имеют отличия друг от друга и соединять их в целое нет необходимости. Например, если перед вами упражнение — тренировка скорости чтения, не нужно уделять внимание пониманию текста. Постепенно вы пройдёте рекомендуемые 3 ступени обучения: изучите технику скоростного чтения, начнёте применять её для увеличения скорости и будете читать с пониманием смысла текста.

Тренировать навыки чтения

Главное — тренировка скорости, если она в данный момент составляет 100 слов в минуту, а вы мечтаете читать со скоростью 200, требуется тренироваться, достигая скорости 600 слов.

Упражнения

Чтобы научиться не только быстро читать, но ещё и запоминать прочитанное, рекомендуется выполнять следующие упражнения.

Определять начальную скорость чтения

Для эксперимента нужно взять книгу объёмом в 200 страниц, ручку и таймер. Цель упражнения — считать примерное количество строчек и слов в книге, так как посчитать точное значение займёт массу времени.

В первую очередь нужно посчитать количество слов в 6 строчках. Разделить полученную цифру на 6 и округлить. Например: 60 слов в шести строках, 60/6 = 10, в среднем получилось 10 слов в строчке. Далее подсчитать строчки на 5 страницах книги и разделить полученный результат на 5. Например, получилось 202 строки, округлить цифру до 200 и посчитать: 200/5 = 40.

Затем считаем количество слов на странице, для чего средний показатель строк умножаем на средний показатель слов в строке: 40 x 10 = 400. Подводим итог: высчитываем скорость чтения, далее устанавливаем на минуту таймер и спокойно не спеша читаем книгу в обычном ритме.

Отслеживать фокус

Возврат и остановка взгляда при чтении отнимают массу времени. Их желательно сократить, воспользовавшись инструментом для отслеживания фокуса. Таким инструментом может служить палец, карандаш или ручка. Суть техники — практика с использованием ручки для удержания фокуса. Аккуратно вести ручку под строкой, которую читаете в данный момент и сконцентрироваться на месте нахождения кончика ручки. Постепенно задать темп концом ручки и глазами следить за ней, не отставая из-за остановок и возврата к ранее прочитанному.

Уделять внимание смыслу написанного

Уделять внимание смыслу написанного не стоит, так как упражнение нацелено на улучшение скорости. Желательно проходить каждую строку за секунду, с каждой последующей страничкой увеличивая темп. Не задерживаться на строчке больше секунды, даже в том случае, если до вас не доходит смысл напечатанного вообще. Когда следишь при помощи инструмента кажется, что читается быстрее и зрение словно опережает инструмент. Убрав его, фокус плавает по листу и зрение словно рассредотачивается по написанному.

Также нужно регулярно повторять технику, но на прочтение строки выделять уже не секунду, а половину секунды, читая по две строки книги. Понятно, что смысл прочитанного до вас не дойдёт, но это не важно в данный момент. Сейчас идёт тренировка рефлексов восприятия и адаптации к системе. Не снижать темп чтения в течение трёх минут, концентрируясь на кончике инструмента и увеличивать скоростную технику.

Основная трудность упражнения — не снижать движения ручки. Трудность заключается в том, что человек всегда читал, чтобы понимать смысл книги. А при данном упражнении концентрация внимания направлена в другое русло. Мысль цепляется за строку, чтобы вернуться и понять смысл. При этом ручка также начинает замедлять движение. Трудно сохранять концентрацию на бесполезном чтении, мозг начинает сдаваться, мысли улетать, отрицательно сказываясь на скорости инструмента.

Расширять область восприятия

При концентрации взгляда на центр монитора всё равно обозреваются его края. Так происходит и с текстом, фокусируя взгляд на слове, отражаются и окружающие слова. Чем больше слов вы научитесь обозревать с помощью периферического зрения, тем быстрее будете читать. Расширенное восприятие увеличивает скоростное чтение на 300 процентов. Человек с обычной скоростью тратит периферическое зрение на поля. Пробегает взглядом по буквам всего напечатанного, от первого до последнего. При этом зрение расходуется на пустое поле и теряется от 30 до 40% времени.

Скоростной чтец не читает пустые поля. Он пробегает взглядом лишь по нескольким словам из строки, а прочие видит периферическим зрением. Для примера прочитайте предложение: «Как-то раз школьники наслаждались чтением пять часов подряд». Если начинаете читать со слова «школьники», а заканчиваете «чтением», то экономите своё время на прочтение пяти слов из восьми. Это существенно сокращает время на прочтение предложения в два раза.

Проверять новую скорость

Установите таймер на минуту и читайте с максимальной скоростью, но уже вникая в смысл напечатанного. Предыдущие упражнения научили расширять область охвата слов. Ваше время уже не тратится на пустые поля, вы не возвращаетесь назад, чтобы понять смысл книги, техника и скорость чтения значительно увеличилась.

Что мешает читать быстрее

Ускориться мешает проблема в языке, мозге и глазах. В мозге человека скорость чтения сдерживает рассеянное внимание и отсутствие стратегии. В глазах — малый фокус зрения, регрессия, в языке артикуляция. Факторов пять и победить их реально.

Отсутствие стратегии

Стратегия темпа чтения складывается из конкретной цели (для чего читать) и понимания логики (как устроен текст). Чтение стоит начинать с чёткого представления цели, отчего и зависит остальное. Имеются 4 стратегии целей:

  • Сканирование — ускоренное чтение, целью которого является нахождение конкретных фактов в напечатанном. Это имена, проценты, даты, числа и ключевые слова. Ограничивается поиск и глаза скользят по тексту, выхватывая только необходимое (минимум информации);
  • Просмотр — изучить план книги (оглавление), важные положения и выводы. Цель просмотра — понять ценность текста для чтения и есть ли в нём польза;
  • Скимминг — глубокое изучение содержания. Фокус глаз на ключевых словах, восприятие только интересующей вас информации, вторичную игнорировать;
  • Углублённое вдумчивое чтение текста с изучением деталей — это упражнение необходимо для изучения понимания и запоминания новой информации.
Стратегия считается скорочтением

Стратегия считается скорочтением, но её можно ускорить. Изучив структуру и логику текста, можно быстро находить важную информацию.

Рассеянное внимание

При изучении текста нет понимания смысла, так как мешает настрой на то, в какой бар пойти вечером или отвлекает посторонний шум. Чтобы бороться с рассеянным вниманием, рекомендуется определить цель и создать условия, в которых вы не будете отвлекаться.

Малое поле зрения

При чтении в среднем темпе в поле зрения попадает 2–3 слова, поэтому ваши глаза горизонтально пробегают предложение за предложением. При скоростном темпе чтения в поле зрения входит всё предложение и чтец может читать страницу по диагонали и сверху вниз.

Регрессия

Самопроизвольное возвращение глаз к уже прочитанному. Регрессия возникает при недопонимании смысла предложения, при отвлечении или отсутствии концентрации внимания. Решив проблему с концентрацией внимания, автоматически регулируется вопрос с регрессией. Также эффективно помогает слежение инструментом. Глаза не будут возвращаться и скорость слежения увеличиться.

Самопроизвольное возвращение глаз к уже прочитанному

Артикуляция

Артикуляция делится на внутреннюю и внешнюю. Внешняя — движение губами, языком, гортанью. Побороть привычку помогут зажатый между губами листок бумаги или инструмент во время чтения. Внутренняя — мысленно проговаривать слова при чтении текста. Победить вредную привычку нереально, можно постараться её ослабить. Для этого подобрать соответствующий темп — при чтении сохраняется смысл содержания, но внутренний голос не успевает цитировать прочитанное.

Как научить ребёнка скорочтению

Помочь ребёнку научиться скорочтению помогут следующие упражнения:

  • Чтение несложных слов — написать на листах простые слова из трёх букв и показывать регулярно малышу. С каждым разом читать их он должен быстрее. Когда скорость чтения увеличится, усложнить упражнение, слова из трёх букв увеличить до пяти и шести букв. Далее перейти к словосочетаниям;
  • Слова с картинками — на первой стадии при чтении совмещать картинки со словами, затем иллюстрации прикрывать руками. Следующая стадия — показать слова совместно с математическими примерами, что помогает быстро мысленно считать. Рекомендуется уделять внимание грамотности чтения, так как в процессе участвует не только зрительная, но и слуховая память;
  • Развитие дикции — использовать скороговорки или читать рэп.

Данная тренировка подходит для обучения скоростного чтения и на других языках.

Главная ценность скоростного чтения — высвобождается большое количество времени, позволяющее в несколько раз быстрее осваивать любую информацию. Некоторые люди считают, чтобы достичь положительного результата, необходимо заниматься долгие месяцы. Но это не так, быстро увеличить темп скоростного чтения можно после получасового занятия.

Просто необходимо освоить принцип работы зрительных функций и осознать, на что тратится время при чтении. Искоренив основные ошибки, потренировавшись, получив опыт, темп значительно ускориться. Вы уже не будете бессмысленно смотреть на текст, бегая по нему взглядом. А научитесь улавливать смысл, воспринимать и запоминать прочитанное.

Удипедия – удивительная энциклопедия
Добавить комментарий